Экономика
аловой
внутренний продукт (ВВП) Бельгии в 2002 оценивался в 299,7 млрд.
долл., или 29200 долл. на душу населения (для сравнения в Нидерландах
20 905 долл., во Франции 20 533, в США 27 821). Темпы роста ВВП
до 2002 составили в среднем 0,7 % в год.
а
личное потребление в 1995 было израсходовано 62% ВВП, тогда как
государственные расходы составили 15%, а 18% были инвестированы
в основные фонды. В 2002 сельское хозяйство дало менее 2% ВВП, промышленность
– 24,4%, а сфера услуг – почти 74,3%. Доход от экспорта в 2002 составил
162 млрд. долл. США. Эти показатели весьма близки к европейским
стандартам.
Природные ресурсы.
ельгия
обладает весьма благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства;
к ним относятся умеренные температуры, равномерное сезонное распределение
осадков и длительный вегетационный период. Почвы во многих районах
отличаются высоким плодородием. Наиболее плодородные почвы распространены
в приморской части Фландрии и на центральных плато.
ельгия
небогата минеральными ресурсами. В стране ведется добыча известняка
для нужд цементной промышленности. Кроме того, близ юго-восточной
границы и в южной части провинции Люксембург разрабатывается небольшое
месторождение железной руды.
Бельгии
значительны запасы каменного угля. До 1955 ежегодно добывалось ок.
30 млн. т угля в двух главных бассейнах: южном, у подножий Арденн,
и северном, в районе Кампина (провинция Лимбург). Поскольку в южном
бассейне уголь залегает на большой глубине и его добыча связана
с технологическими трудностями, с середины 1950-х годов шахты стали
закрываться, последняя из них была закрыта в конце 1980-х годов.
Надо заметить, что добыча угля на юге была начата в 12 в. и в свое
время стимулировала развитие промышленности страны. Поэтому здесь,
в предгорьях Арденн, на участке от французской границы до Льежа
сосредоточено много промышленных предприятий.
Транспорт.
частию
страны в международной торговле благоприятствует один из самых крупных
портов мира Антверпен, через который проходит ок. 80% грузооборота
Бельгии и Люксембурга. В 1997–1998 в Антверпене было выгружено 118
млн. т грузов примерно с 14 тыс. судов; по этому показателю он занимал
второе место среди европейских портов после Роттердама и являлся
крупнейшим железнодорожно-контейнерным портом в Европе. Порт площадью
100 га имеет 100 км причальных линий и 17 сухих доков, его пропускная
способность 125 тыс. т в сутки. Большинство обрабатываемых портом
грузов – насыпные и наливные продукты, включая нефть и ее производные.
Собственный торговый флот Бельгии невелик: 25 судов общим водоизмещением
100 тыс. брутто-регистровых т (1997). По внутренним водным путям
курсируют почти 1300 судов.
Занятость. Бельгийские рабочие отличаются высокой профессиональной
квалификацией, а технические школы готовят рабочих узкой специализации.
Страна располагает опытными сельскохозяйственными кадрами, занятыми
в высокомеханизированных хозяйствах в центре и на севере Бельгии.
Однако переход к постиндустриальному обществу, в котором предпочтение
отдается сфере услуг, привел к значительной и устойчивой безработице,
особенно в Валлонии. В 1970-е годы уровень безработицы составлял
в среднем 4,7%, в 1980-е – 10,8%, а в начале 1990-х годов – 11,4%
(выше среднего уровня в Западной Европе).
Из общего числа занятых в 4126 тыс. человек в 1997 ок. 107 тыс.
работали в сельском хозяйстве, 1143 тыс. – в промышленности и строительстве,
и 2876 тыс. – в сфере услуг, ок. 900 тыс. человек – в управленческом
аппарате. В последние десятилетия рост числа занятых наблюдался
только в химической промышленности.
Финансирование и организация промышленного
производства.
ромышленному
развитию Бельгии способствовало наличие инвестиционных фондов. Они
накапливались на протяжении многих десятилетий благодаря продолжительному
процветанию промышленности и международной торговли. Шесть банков
и трестов контролируют в настоящее время бoльшую часть бельгийской
промышленности. «Сосьете женераль де Бельжик» имеет прямой или косвенный
контроль примерно над 1/3 предприятий, особенно через свои банки,
холдинговые компании по производству стали, цветных металлов и электроэнергии.
Группа «Сольвей» управляет деятельностью большинства химических
заводов; «Бруфина-Конфининдус» владеет концернами, добывающими уголь,
производящими электроэнергию и сталь; «Эмпен» владеет заводами,
выпускающими электрооборудование; группа «Копе» имеет свои интересы
в сталелитейной и угольной промышленности; а «Банк Брюссель Ламбер»
владеет нефтяными компаниями и их филиалами.
Сельское хозяйство.
коло
1/4 общей площади территории Бельгии используется под сельскохозяйственные
нужды. В конце 1990-х годов в сельском хозяйстве, а также в лесном
хозяйстве и сфере рыболовного промысла было занято 2,5% всех работающих
в стране. Сельское хозяйство покрывало 4/5 потребностей Бельгии
в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. В центральной части
Бельгии (Эно и Брабант), где земля разделена на крупные поместья
площадью от 50 до 200 га, широко используются современная сельскохозяйственная
техника и химические удобрения. В каждом поместье занято много наемных
рабочих, а для сбора пшеницы и сахарной свеклы часто привлекаются
сезонные рабочие. Во Фландрии интенсивный труд и использование удобрений
дают почти 3/4 сельскохозяйственной продукции страны, хотя площадь
сельскохозяйственных земель здесь такая же, как в Валлонии.
рожайность
сельскохозяйственных культур в целом высокая, с одного гектара собирают
ок. 6 т пшеницы и до 59 т сахарной свеклы. Благодаря высокой производительности
труда в 1997 сбор зерновых превысил 2,3 млн. т, при этом использовалась
только половина посевных земель. Из общего объема зерновых около
4/5 приходится на пшеницу, 1/5 – на ячмень. Другие важные культуры
– сахарная свекла (ежегодный сбор до 6,4 млн. т) и картофель. Почти
половина сельскохозяйственных земель отведена под пастбища для домашнего
скота, а животноводство дает 70% всей сельскохозяйственной продукции.
В 1997 насчитывалось ок. 3 млн. голов крупного рогатого скота, включая
600 тыс. коров, и ок. 7 млн. голов свиней.
ельское
хозяйство в каждом районе страны имеет свои особенности. В Арденнах
выращивается небольшое число культур. Исключение составляет плодородный
район Кондроз, где сеют рожь, овес, картофель и кормовые травы (главным
образом для крупного рогатого скота). Более 2/5 территории провинции
Люксембург покрыты лесами, заготовка и продажа древесины является
важной отраслью хозяйства этого района. На лугах в гористой местности
пасутся овцы и крупный рогатый скот.
ентральные
известняковые плато Эно и Брабанта с глинистыми почвами используются
под посевы пшеницы и сахарной свеклы. В окрестностях больших городов
выращивают фрукты и овощи. В центральном регионе в меньшей степени
практикуется разведение домашнего скота, хотя на некоторых фермах
в окрестностях Брюсселя и к западу от Льежа разводят лошадей (в
Брабанте) и крупный рогатый скот.
о
Фландрии преобладают небольшие фермы, а животноводство и молочное
хозяйство более развиты, чем на юге страны. Выращиваются культуры,
наиболее приспособленные к здешним почвам и влажному климату, –
лен, конопля, цикорий, табак, фрукты и овощи. Разведение цветов
и декоративных растений составляет отличительную черту районов Гента
и Брюгге. Здесь выращивают также пшеницу и сахарную свеклу.
Промышленность.
конце
1990-х годов в промышленности было сконцентрировано ок. 28% занятых
и производился почти 31% ВВП. Бельгия располагает тремя главными
отраслями тяжелой промышленности: металлургической (производство
стали, цветных металлов и тяжелых станков), химической и цементной.
Обеспеченность сталью и цветными металлами стимулировала развитие
тяжелого машиностроения, особенно в Льеже, Антверпене и Брюсселе.
Производятся станки, железнодорожные вагоны, тепловозы, насосы и
специализированные машины для производства сахара, химической, текстильной
и цементной промышленности. Исключая крупные военные заводы, сосредоточенные
в Эрстале и Льеже, заводы по производству тяжелых станков относительно
невелики. В Антверпене находится судоверфь, выпускающая суда международного
класса.
Бельгии
нет собственной автомобильной промышленности, хотя там размещены
иностранные автосборочные заводы, чему благоприятствуют низкие пошлины
на импорт деталей автомобилей и высококвалифицированные рабочие
кадры. В 1995 было собрано 1171,9 тыс. легковых автомобилей и 90,4
тыс. грузовых, что вместе составляло ок. 10% объема европейского
производства. В 1984 сборочная линия «Форда» в Генте была самой
длинной в мире роботизированной установкой. Фламандские города и
Брюссель разместили у себя заводы иностранных автопроизводителей,
тогда как заводы по производству тракторных прицепов и автобусов
размещены по всей стране. Французский автомобильный концерн «Рено»
объявил о закрытии в 1997 своего завода в Вилворде, к северу от
Брюсселя.
нтверпен
– крупный центр по обработке алмазов, по объему продукции он превосходит
Амстердам. В фирмах Антверпена занята примерно половина мировых
резчиков алмазов, и они обеспечивают почти 60% мирового производства
обработанных алмазов. Экспорт драгоценных камней, в основном алмазов,
в 1993 дал 8,5 млрд. долл., или 7,1% стоимости экспорта страны.
|