Культура
а
территории Бельгии сохранились памятники искусства кельтов и древних
римлян. В средние века богатые торгово-промышленные города Бельгии
были крупными центрами художественной культуры: в XI-XII вв. - романского
стиля (церкви в Льеже и Турне, замок-донжон графов Фландрских в
Генте; искусство художественной обработки металла в долине Мааса),
а в XIII-XIV вв. - готики, достигшей высокого расцвета в церковном
и светском зодчестве (базиликальные и зальные соборы в Брюгге, Ренте,
Брюсселе, Антверпене и Мехелене, сложенные из камня и кирпича, с
квадратными многоярусными башнями, мощными столбами, завершёнными
лиственными "брабантскими" капителями; городские укрепления,
городские башни - "бефруа", суконные ряды в Ипре и Брюгге),
в изобразительном искусстве (скульптура порталов и надгробий, стенная
и станковая живопись, миниатюра).
объединением
на рубеже XIV и XV вв. Южных и Северных Нидерландов под властью
Бургундии формируется нидерландское искусство, в котором искусство
Южных Нидерландов (современная территория Бельгии) играло ведущую
роль. В XV - первой трети XVI вв. здесь расцвела светская по духу
архитектура поздней, так называемой пламенеющей готики (величественные
ратуши с обширными окнами, галереями, ажурными башнями и обильным
резным декором - в Брюсселе, Ренте, Лёвене). Одновременно на территории
Бельгии сложились главные центры нидерландской живописи Возрождения,
основоположником которой стал Ян ван Эйк. В XVI в. ренессансные
формы восторжествовали в архитектуре, скульптуре и декоративном
искусстве. В живописи велась борьба между итальянизирующим эклектическим
течением романизма и национальным демократическим направлением,
являвшимся отражением бурного революционного движения эпохи и достигшим
вершины в творчестве П. Брейгеля Старшего.
осле
поражения в исторических областях Бельгии Нидерландской буржуазной
революции 1566-1609 их искусство выделилось в самостоятельную школу,
в XVII-XVIII вв. названной фламандской. В искусстве фламандского
барокко XVII в. парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся
церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями
и пробуждёнными революцией демократическими, народными реалистическими
тенденциями. Архитектуре XVII в. присущи торжественность, праздничная
живописность, обилие сочного пластического декора (узкие дома со
ступенчатыми и фигурными фронтонами, церкви, монастыри, госпитали,
ломбарды и т. д.).
тальянские
влияния ощутимы в доме П. П. Рубенса в Антверпене, французские -
в фортификационных и гражданских постройках южных городов. Во фламандской
живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях,
пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика
сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Среди его
многочисленных учеников и последователей - А. ван Дейк, мастер изящных,
одухотворённых портретов, Я. Йорданс, подчёркнуто-грубоватые образы
которого почерпнуты из крестьянской и бюргерской среды, Ф. Снейдерс,
автор праздничных, исполненных жизненной сочности монументальных
натюрмортов, и другие. Другую ветвь фламандского реализма представляли
сцены крестьянского быта и пейзажи - драматически-экспрессивные
у А. Брауэра, идиллические у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я.
Сиберехтса.
радициям
нидерландского искусства следовали в начале XVII в. пейзажисты Я.
Брейгель "Бархатный", Й. де Момпер и др. Последователями
Караваджо были А. Янсенс, Т. Ромбаутс и др. В скульптуре наряду
с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген) проявлялись
черты жизнелюбивого реализма (детские фигурки Ж. и Ф. Дюкенуа, рельефы
Л. Файдхербе). Фламандские картины виртуозно воспроизводились в
многочисленных гравюрах на меди и дереве, на шпалерах, ткавшихся
в Брюсселе, Антверпене, Брюгге. Широкой известностью пользовались
плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.
XVIII
в. во фламандском барокко (живопись В. О. Янсенса и др.) из Франции
и Австрии стали проникать влияния классицизма (архитекторы Я. П.
Баурсхейдт, Л. Б. Девез, скульпторы Л. Дельво, Ж. Л. Годшарль и
др.). Свежую реалистическую струю внесли портретные бюсты Годшарля,
жанровые сцены и фабричные интерьеры Л. Дефранса.
XIX
в. формируется собственно бельгийское искусство (классицистические
постройки Л. Руландта, исторические полотна и реалистические портреты
Ф. Ж. Навеза). Буржуазная революция 1830 способствовала быстрому
превращению Бельгии в развитую промышленную страну с острыми социальными
противоречиями. Рядом с импозантными центрами городов и парадными
зданиями в духе эклектизма (архитекторы Я. П. Клёйсенар, Ж. Пуларт
и др.) вырастали районы трущоб. Романтическое направление (см. Романтизм;
патриотические исторические композиции Г. Вапперса, Л. Галле, скульптора
В. Гефса, фантастические аллегории А. Вирца, стилизованные сцены
старого фламандского быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) постепенно
выродилось в салонный академизм. Но бельгийские романтики подготовили
отчасти и бурное развитие во второй половине XIX в. демократического
реализма (сцены крестьянского и городского быта Ш. де Гру, X. де
Бракелера, пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже и др.). Скульптура и живопись
крупнейшего реалиста К. Менье посвящены тяжёлой жизни и героике
труда рабочих и крестьян. К концу XIX в. Бельгии становится родиной
стиля "модерн" в архитектуре (Х. ван де Велде, В. Орта),
для которого характерны прихотливая изогнутость линий и плоскостей,
осмысление художественной выразительности новых материалов и конструкций.
Традиции реализма сочетались с импрессионистичной мимолётностью
наблюдений у Э. Клауса, А. Эвенепула, Т. ван Рейселберге, с иронией
и гротескной фантастикой у Дж. Энсора и Ж. де Брёйкера, мистической
символикой и нотами пессимизма у Э. Ларманса, Ф. Ропса и особенно
у мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне),
возглавляемых скульптором Ж. Минне.
оиски
рациональных решений в архитектуре Бельгии начались после Первой
мировой войны 1914-18 (X. Хосте, Л. ван дер Свалмен, В. Буржуа,
Э. ван Авербеке и др.). В 20-30-х гг. господствовал неоклассицизм.
Принципы современной архитектуры в Бельгии утвердились после 1945
в строительстве жилых районов, транспортных и промышленных сооружений,
общественных зданий (архитекторы X. ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо
и др.). В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с общественными
центрами, многоэтажной или смешанной застройкой, реконструированы
магистрали. В бельгийском изобразительном искусстве XX в. большое
место заняли формально-стилистические искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс),
сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное искусство. Субъективное
переосмысление национальных демократических традиций выразилось
в суровой драматичной экспрессии картин К. Пермеке, остроимпульсивной
живописи и скульптуре Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста
Э. Тейтгата. Реалистическая объективность присуща портретам И. Опсомера
и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма нашли яркое
выражение в многогранном творчестве Ф. Мазереля, борца за социальную
справедливость против империалистических войн, в исполненных суровой
правды полотнах К. Пейзера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвященных рабочим
и городской бедноте. В декоративном искусстве XX в. выделяются изделия
в стиле "модерн" (X. ван де Велде, В. Орта), керамическая
скульптура (П. Кай), ковры с изображениями на темы жизни и борьбы
народа (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).
|