Культура
енессанс
в Польше, а затем во всей Речи Посполитой, включавшей литовские,
белорусские и украинские земли, в истории ее культуры был, по всеобщему
признанию, "золотым веком". Польша благодаря тесным связям
с Италией и римской курией довольно рано (с середины XV в.) ощутила
новый мощный культурный импульс.
тальянская
культурная ориентация, проникшая в Польшу через венгерско-хорватские
культурно-политические круги, позволила Польше более адекватно,
чем другим центральноевропейским странам, воспринять новый тип культуры,
что, безусловно, способствовало расцвету собственно польской ренессансной
культуры, в особенности литературы и общественной мысли. При этом
польская культура второй половины XV - начала XVII в. сохраняла
некоторые традиционные черты. Симбиоз иностранного, нового со своим,
старым, стал в Польше столь органичным, что не вызвал расслоения
на культуру заимствованную и культуру местную. Ренессансная польская
культура стала основой последующего многовекового развития национальной
культуры, создав образцы непреходящего значения, служившие для ориентации
последующих поколений.
онечно,
итальянское влияние смогло укорениться в Польше лишь благодаря тому,
что к середине XV в. в самой польской культуре обозначился подъем,
она устремилась к новым, ренессансным формам. Испытывая в XIV-XV
вв. сильнейшее влияние чешской и немецкой культур, с которыми Польша
была тесно связана в силу своего исторического развития, она оставалась
в сфере позднеготического типа культуры. Значительную роль в культуре
страны, а также в ее политической жизни играл Краковский (Ягеллонский)
университет, основанный в 1364 г. и прославившийся впоследствии
своей школой математиков и астрономов. Именно в его стенах М. Коперник
сделал великое открытие гелиоцентрической модели мира. Широко разветвленная
сеть приходских школ и гимназий способствовала распространению грамотности.
ольской
культуре эпохи Ренессанса была присуща четкая социальная стратификация.
Главными центрами ренессансной культуры первой половины XVI в. стали
королевский двор, особенно при Сигизмунде I Старом и Сигизмунде
II Августе - щедрых меценатах, поклонниках гуманистического стиля,
и дворы магнатов, соперничавших по роскоши и покровительству искусствам
со столицей. Именно в этой среде формировался новый тип польской
культуры. Ее усредненный вариант был характерен для средней шляхты,
тогда как мелкая шляхта, близкая по своему образу жизни к крестьянству,
оставалась носителем традиционной культуры.
юргерство,
слабо развитое в Польше и этнически во многих городах немецкое,
ориентировалось на немецкую бюргерскую культуру. Собственно бюргерская
культура в Польше не получила большого развития. Ее лицо во многом
определяла интеллигенция, представители среднего и низшего клира
и жившая в городах средняя шляхта. При этом городская культура питалась
народной смеховой традицией, что вызвало к жизни многочисленную
сатирическую литературу в "простонародном вкусе".
польской словесности не возникло противостояния литератур на латинском
и польском языках. Латынь оставалась основным литературным языком,
ее знание было широко распространено в польском обществе. Родному
языку отводились "низшие" жанры.
Процесс перехода словесности на польский язык шел медленно, хотя
на нем создавали свои поэтические шедевры крупнейшие поэты эпохи
М. Рей и Я. Кохановский. Развитие национального самосознания шляхты
не было связано с языковой ситуацией. Билингвизм дворянства подчеркивал,
с одной стороны, его национальную природу, с другой - интегрированность
в общеевропейскую культуру. Литература на латинском языке также
выполняла функцию репрезентации польское™ для остальной Европы.
Однако такая лингвистическая ситуация не помешала совершенствованию
форм самого польского языка, нашедшего в Я. Кохановском - крупнейшем
поэте славянского Ренессанса - своего выразителя, поднявшего родной
язык по его пластичности, способности отражать эмоциональный мир
человека на один уровень с латынью.
ругой
важный аспект культуры эпохи Возрождения - ее взаимоотношения с
Реформацией - в Польше имел глубокую специфику. Реформация стала
для шляхты - "политической нации" государства - новым
мощным фактором, позволявшим отстаивать традиционные шляхетские
вольности и ограничивать прерогативы королевской власти.
ляхта
трактовала Реформацию прежде всего политически. Распространение
Реформации в Польше приходится на вторую половину XVI в. Шляхетская
среда предпочитала кальвинизм, хотя по своему образу жизни очень
далеко отстояла от этических норм женевского проповедника, кроме
одной - предприимчивости в делах, особенно торговых. Если для традиционного
католического дворянина заниматься торговлей, например зерном из
своих владений, было делом недостойным его знатности, унижавшим
его, то для дворян, жаждавших обогащения и видевших в торговле сельскохозяйственной
продукцией главный источник доходов для ведения подобающего дворянину
роскошного образа жизни, кальвинизм с его этическим оправданием
предпринимательства, усматривавший в богатстве человека знак божественного
в нему расположения, стал надежной религиозно-идеологической защитой
и оправданием "низких" занятий.
ютеранство
распространялось в бюргерской среде, преимущественно среди немцев.
Особенно это коснулось городов Поморья (Гданьск), которые традиционно
принадлежали сфере немецкой культуры. Естественно, что в такой ситуации
польское население городов предпочитало верность католицизму. В
Польше распространялись радикальные протестантские секты, такие,
как "польские братья", ариане. Они нашли свою социально-культурную
нишу в ситуации веротерпимости в стране, когда в отсутствии юридического
равенства конфессий (как в Чехии) восторжествовал принцип юридического
равенства лиц вне зависимости от их личной конфессиональной принадлежности.
ентром
ренессансной культуры в Польше стал Краков. Провинция подражала
столице. В восточных землях государства (литовских, белорусских
и украинских) среди православного населения господствовал церковнославянский
тип культуры, вступавший на этой территории в интенсивный конфессиональный,
политический и культурный диалог с католической ("римской")
культурой. Религиозная конфронтация сопровождалась, однако, взаимным
культурным влиянием. Возникновение многочисленных центров Реформации
в провинции с их школами и типографиями способствовало децентрализации
культурной жизни.
уманизм
и Ренессанс как художественный стиль пришелся впору польскому менталитету.
Принцип шляхетской демократии, "можновладства", выборности
короля, положенный в основу польской государственности, подчеркивал
значение человеческой личности.
аждый
крупный шляхтич чувствовал себя политической персоной, не считаться
с которой не может ни король, ни предста-вители своей же сословной
группы. Отсюда независимый характер поведения польского шляхтича,
его самоуверенность и надменность. Гуманистический антропоцентризм
понимался им как свое традиционное "можновладство" и своеволие,
гуманистическое тираноборчество - как отстаивание своих сословных
прав и привилегий, очень широких в этой "шляхетской республике",
как дальнейшее ограничение и без того слабой королевской власти.
Наоборот, сторонники усиления института королевской власти находили
близкие для себя идеи в понятии ренессансного государя как идеального
властителя, руководствующегося интересами всех сословий для общего
блага и реализующего свои устремления абсолютного правителя. Отсюда
повышенный интерес польской культуры к символике власти, ее репрезентативным
функциям, самим носителям власти и дворянского достоинства.
еловек
в польском Ренессансе - это независимая личность, политически и
экономически активная, главной целью которой становится личностное
утверждение, критически относящаяся к общественным явлениям, одновременно
полная чувства собственного достоинства, доходящего до надменности,
и ироничная, склонная к смеху и грубой шутке, широкая по натуре,
только начинающая открывать глубину и сложность человеческих чувств,
их утонченное выражение, личность, для которой общественная саморепрезентация
важнее внутреннего мира.
ышные и торжественные
церемониалы при дворах короля и магнатов и развитие портретного
искусства, включая многочисленные литературные биографии и автобиографии,
стали выражением специфики человеческой личности в польской культуре.
овый
художественный стиль как нельзя лучше соответствовал социальным
амбициям шляхты. Поэтому ренессансная художественная культура в
Польше приобрела особенно пышные формы, будь то архитектура дворцов
и замков или ораторское искусство делегатов сейма и религиозных
проповедников. Внешнее, торжественное, пышно-декоративное скрывало
в себе действительно глубокий внутренний оптимизм и жизненную силу
польской шляхты. Критика политического состояния страны и нравов
ее жителей никогда не приобретала характера трагического отвержения.
Поляки предпочитали классические риторические фигуры, пусть весьма
экспрессивные, но остававшиеся в рамках торжественного красноречия
даже тогда, когда речь шла о настоящих и будущих бедах государства.
корбность
в польской ренессансной культуре проявилась лишь в жанре надгробий,
чрезвычайно распространенном. Культ смерти, в целом присущий католической
культуре, в польских надгробиях сочетался с подчеркнутой социальной
репрезентацией покойного, с личностным началом (портретность) и
христианским оптимизмом. В фигурах покойных нет никакого трагического
пафоса или отчаяния, нет холода смерти и натурализма физиологии
разложения, нет символики противостояния мира бренного и мира вечного.
Фигуры изображают людей, в каком-то полусне облокотившихся на руку,
как бы временно отдыхающих в ожидании трубы архангела, возвещающей
воскресение мертвых. Поэтому не отчаянием и скорбью по преходящей
жизни, а спокойным ожиданием радости вечной веет от польских надгробий,
в основу которых положена схема, созданная для надгробия Сигизмунда
I.
ольский
Ренессанс воздал должное чувственным радостям жизни. Вино, женщины
и любовь, а также охота и светские удовольствия были воспеты в звучных
стихах и прозаических руководствах. Труды и досуг сельского шляхтича
также нашли своих певцов, наставлявших провинциальное дворянство.
Живые картины народного быта, городских нравов, всяческие казусы
и другие реалии интересовали польских авторов, но не столько сами
по себе, сколько как звенья в концепции критической и морализаторской.
Средневековое моралите, усиленное протестантской этикой, прочно
удерживалось в польской культуре. Литература осуждала характерные
для общества пороки: спесь, жадность, жестокость, дерзость, похоть,
обжорство и пьянство.
Исторически культура Польши в эпоху Возрождения прошла путь освобождения
от готических средневековых черт во второй половине XV - начале
XVI в. к расцвету чисто ренессансных форм в середине XVI - начале
XVII в. Итальянский импульс привел к быстрому расцвету литературы,
политической мысли и архитектуры, успешно синтезировавших в себе
европейское и специфически польское. В польской культуре эпохи Возрождения
европейское и местное не представляют собой оппозицию высокого и
провинциального, подчеркнуто национальное ориентируется на всеобщее,
не желая мыслить себя вне контекста европейской культуры. Кипение
политических страстей лишь способствовало интенсификации культурного
творчества, давшего в XVI в. явления непреходящего значения.
|