Культура
ультура
Франции своими корнями уходит в X век, к которому относится появление
Западно-франкского государства, образованного в результате распада
империи Карла Великого. В процессе развития французской средневековой
литературы сформировались многие жанры и направления, которые стали
общими для всей европейской литературы. Первые дошедшие до нас памятники
носят религиозный характер, например "Кантилена о святой Евлалии"
(IX век). В IX веке жил философ Скот Эриуген, труды которого во
многом определили дальнейшее развитие философской мысли в Европе.
К концу X века под влиянием местных и заимствованных у римлян приемов
складывается французская архитектура романского стиля. Ведущую роль
в романском стиле играла церковная архитектура, отличавшаяся суровостью
форм. Примерами таких сооружений являются: аббатство Клюни (910
г.), церкви Сен-Филибер в Турню (979-1019 гг.) и другие
ивопись
и скульптура этого времени представлены во Франции фресками и скульптурными
изображениями святых, украшающих церкви и соборы. Устная народная
поэзия XI века, к которой относится "Песнь о Роланде"
легендарном полководце, погибшем в сражении с басками в 778 году.
Это произведение героического эпоса, явилось начальной точкой отсчета
в формировании всей культуры Франции и оказало определяющее влияние
на создание и развитие большинства европейских национальных культур.
В это же время получила свое развитие философия, выдающимся представителем
которой был Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) - создатель теории "номинализма",
определившей основу развития общеевропейской философской мысли в
средние века. С конца XI века на смену героическому эпосу приходит
рыцарская литература и лирика трубадуров. Творчество Бертрана де
Борна (1140-1215 гг.), Бернарда де Вентадорна, Арнаута Даниэля легло
в основу мировой поэзии, а провансальский язык, на котором они писали,
стал международным языком поэтов XIII века. В конце XII века в связи
с объединением страны и роста городов получает развитие городская
литература. Образцом дидактического произведения является "Роман
о розе", авторы Гильом де Лоррис и Жан де Мён.
раматические
произведения этого времени носили в основном религиозный характер
"Игра о святом Николае" Боделя, 1200 год, но были уже
и пьесы, выдержанные в реалистическом плане, например "Игра
в беседке" 1262 год и "Игра о Робене и Марион", 1283
год. В XII веке был открыт Парижский университет, который получил
в дальнейшем название Сорбонны. В XIII - XIV веках основаны университеты
в Тулузе, Гренобле, Доле, Кане, Пуатье, Бордо. В XIII - XIV веках
Гильом де Машо (1300 - 1377 гг.) и Эсташ Дешан (1340 - 1407 гг.)
явились основоположниками таких стихотворных форм, как баллада,
королевская песнь, рондо и другие, которые стали общими для всей
европейской поэзии. В средние века в развитие общеевропейской философии
неоценимый вклад внес Фома Аквинский - яркий представитель средневекового
аристотелизма. В XII веке во французской архитектуре рождается новый
стиль - готика, который становится общеевропейским. Готические соборы,
строившиеся поколениями мастеров, ознаменовали высшую ступень средневекового
зодчества. Их отличает устремленность ввысь и богатая пластическая
обработка камня. Памятниками ранней готики являются такие, как церковь
аббатства Сен-Дени под Парижем (1137-1144 гг.), собор в Лане (1160-1215
гг.), собор Нотр-Дам в Париже (1163-1257 гг.). Лучшими памятниками
зрелой готики являются соборы в Шартре (1194-1260 гг.), Бурже (1200-1342
гг.) и другие. Живопись и скульптура средневековья были тесно связаны
с готической архитектурой и ей определялись. Скульптура стала неотъемлемой
частью архитектуры, она покрывала порталы соборов, заполняла ниши
и галереи. Монументальная живопись в готических соборах была вытеснена
витражами, беспримерными по силе цвета, составлявшими циклы не только
религиозного, но и светского содержания.
XV
- XVI веках эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом французской
культуры, которая наряду с итальянской послужила основой для развития
национальных культур всей Европы. Французская философия и литература
Возрождения представлены такими титанами, как Рабле (1494-1553 гг.),
Вийон (1431-1463 гг.), Ронсар (1524-1585 гг.), Монтень (1533-1592
гг.), которые оказали огромное влияние на формирование гуманистических
принципов общеевропейского масштаба. Основным центром французского
искусства начальной стадии эпохи возрождения была Бургундия.
миниатюрах
братьев Лимбург (1416-1434 гг.), сочетавших изысканность и хрупкость
фигур с живым изображением сельских работ и природы, в скульптурах
Слютера (умер в 1406 г.) и де Верве (1380-1439 гг.), в конкретных
жизненных чертах алтарных картин Мануэля и Брудерлама и других активно
утверждается земной, реальный мир. В середине XV века Фуке (1420-1477
гг.) создал новое направление в живописи - реалистическое. Он разрабатывал
анатомию и перспективу, исполнял точные портреты, миниатюры с полными
движения драматическими сценами. Одновременно с ним, крупнейшими
мастерами реалистического искусства были Шаронтон (родился в 1410
г.), Фроман (1435-1484 гг.) и другие. В XVI веке в период собственно
Возрождения под влиянием античности и итальянского искусства во
Франции созданы собственные направления в архитектуре, живописи
и скульптуре. Произведения авторов этого времени проникнуты светским
жизнерадостным духом. Виднейшими представителями этой эпохи являются:
- в архитектуре: Делорм (1512-1570 гг.), Экуан (1531-1552 гг.) и
другие; - в скульптуре: Гужон (1510-1568 гг.), Пилон (1535-1590
гг.), Ришье (1500-1567 гг.) и другие; - в живописи: Клуэ Младший
(1485-1540 гг.), его сын Клуэ (1522-1572 гг.), Кенель (1545-1619
гг.) и другие. Музыкальное возрождение сложилось в XIV веке как
направление Арс Нова. В последующем столетии получают развитие различные
жанры светского музыкального искусства. Эпоха Возрождения завершилась
созданием самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной
музыки созданием новых музыкальных жанров - оперы, кантаты, оратории,
сольной песни. В то же время возникает опера, как попытка воскресить
античный театр. Виднейшими представителями музыкального искусства
Франции этого времени явились: де Машо (1300-1377 гг.), Филипп де
Витри (1291-1361 гг.), Котле (1531-1606 гг.), де Сермизи (1490-1562
гг.), Жакенен (1490-1559 гг.) и др.
еатр
эпохи Возрождения представлен такими мастерами, как Жодель (1532-1573
гг.), Гарнье (1534-1590 гг.) и др. Французские ученые эпохи Возрождения
такие, как Френель (1497-1558 гг.), Белон (1517-1564 гг.) внесли
огромный вклад в развитие естественных наук. XVII век во Франции
был временем, когда в общественной жизни нарастали тенденции перехода
в новую общественно-экономическую формацию: от феодальных отношений
к буржуазным, что нашло отражение и в культуре того времени. В это
время такие известные моралисты, де Ларошфуко (1613-1680 гг.) и
де Лабрюйер (1654-1696 гг.), своими философскими сочинениями закладывали
основы всей буржуазной философии Европы. Выдающийся мыслитель этого
времени - Декарт (1596-1650 гг.), философия которого оказала сильное
влияние на развитие философской мысли Европы. Литература XVII века
характеризуется преобладающим влиянием классицизма, родоначальником
которого явился Малерб (1555-1628 гг.), провозгласивший необходимость
строгих правил в поэзии, четкости поэтического языка. В 1634-35
годах во Франции была создана академия, которая объединила литераторов
и содействовала формированию классицизма как официального общегосударственного
стиля. XVII век в литературе - это Корнель (1606-1684 гг.), Расин
(1639-1699 гг.), Мольер (1622-1673 гг.), де Лафонтен (1621-1695
гг.), Перро (1628-1703 гг.) и другие. В 1648 году была образована
академия живописи и скульптуры, в 1671 году - архитектуры. В это
время в архитектуре блистали такие имена, как Лемерсье (1585-1654
гг.), Брюан (1635-1697 гг.), Лево (1612-1670 гг.) и многие другие.
В живописи - Пуссен (1594-1665 гг.), Лоррен (1600-1682 гг.), Бурдон
(1616-1671 гг.) и др.
скульптуре
- Лебрен (1619-1690 гг.), Жирардон (1628-1715 гг.), Пюже (1622-1694
гг.) и др.В 1666 году была образована французская академия наук.
В 1627 году было положено начало Ботаническому саду, при котором
был Музей естественной истории. С такими именами французских ученых
XVII века, как Декарт (1596-1650 гг.), Ферма (1601-1665 гг.), Роберваль
(1602-1675 гг.), Паскаль (1623-1662 гг.), связаны крупные достижения
в области математики. XVIII век - это французская буржуазная революция
и эпоха Просвещения. В философии - это Монтескье (1689-1755 гг.),
Вольтер (1694-1778 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гельвеций (1715-1771
гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Руссо (1712-1778 гг.). Монументальным
памятником просветительской мысли XVIII века является "Энциклопедия",
выпущенная в 1751-1774 годы и состоящая из 35 томов. В её создании
принимали участие все известные деятели того времени. Трудно переоценить
тот вклад, который внесла Франция в XVIII веке в общемировую культуру.
В литературе XVIII века - это Шенье, Марешаль, де Лиль, де Лакло
и другие. В живописи - Ванлоо (1705-1765 гг.), Ватто (1684-1721
гг.), родоначальник реалистического искусства. В скульптуре - Лемуан
(1704-1778 гг.), Габриэль (1698-1782гг.) и другие. В музыке ведущим
жанром была опера. Свое развитие получила клавесинная сюита. Композиторы
XVIII века - Рамо (1683-1764 гг.), Дандриё (1684-1740 гг.), Куперен
(1628-1661 гг.) и другие. Живопись XVIII века - это утонченное рококо,
представленное художниками: Буше (1703-1770 гг.), Натье (1685-1766
гг.), Друэ (1727-1775 гг.) и другие, скульптура: - Лемуан (1704-1778
гг.). В искусстве XVIII века складывается новое направление - классицизм,
его представители в архитектуре: Сервадони (1695-1766 гг.). Суфло
(1713-1780 гг.), Луи (1735-1807 гг.) и другие, в живописи - Шарден
(1699-1779 гг.), Латур (1704-1788 гг.), Моро (1740-1806 гг.), Фрагонар
(1732-1806 гг.) и другие, в скульптуре - Фальконе (1716-1791 гг.),
Бушардон (1698-1762 гг.), Гудон (1741-1828 гг.) и другие. В области
естественных наук XVIII век дал миру великих французских ученых:
Руэль (1703-1770 гг.), Лавуазье (1743-1794 гг.), Кулон (1736-1806
гг.), Лаплас (1749-1827 гг.), Бертолле (1748-1822 гг.) и другие.
Франция - родина метрической системы мер, принятой декретом Конвента
в 1793 году. В ее разработке приняли участие Деламбр (1749-1833
гг.) и Мешен (1744-1804 гг.)
IX
век во Франции - это целая эпоха в мировой культуре. С именами французских
ученых связаны крупные достижения в области физико-математических
наук, Лежандр (1752-1833 гг.) - труды по интегральному исчислению,
Коши (1789-1857 гг.) - теория функций комплексного переменного,
Галуа (1811-1832 гг.) теория групп и поля, и многие другие. Большое
значение для развития математической физики имели труды Фурье (1768-1830
гг.). Ценные работы по математике, механике, математической физике
принадлежат Пуансо (1777-1840 гг.), Пуассону (1781-1840 гг.), Понселе
(1788-1867 гг.). В физике - Френель (1788-1827 гг.), Араго (1786-1853
гг.), Гей-Люссак (1778-1850 гг.), Пти (1791-1820 гг.), Ампер (1775-1836
гг.), Фуко (1819-1891 гг.), Беккерель (1820-1891 гг.). Такие перечни
можно продолжать по всему разделам естественных наук, достаточно
вспомнить, такие имена как Кюри (1859-1906 гг.), Пуанкаре (1854-1912
гг.), чтобы понять каков вклад французской науки в развитие мирового
научного и технического потенциала. Французская философия представлена
в XIX веке трудами таких философов, как Лашелье (1832-1918 гг.),
Бутру (1845-1921 гг.), Бергсон (1859-1941 гг.). Идейным и художественным
направлением во французской культуре первой половины XIX века был
романтизм. Он отразил разочарование в итогах Великой французской
революции. В этом течении общественной мысли интерес к национальному
прошлому сочетался со стремлением к созданию универсальной картины
мира. Писателями, развивавшими это направление в своем творчестве,
были: Шатобриан (1768-1848 гг.), де Сталь (1766-1817 гг.), Нодье
(1780-1844 гг.), Ламартин (1790-1869 гг.), Гюго (1802-1885 гг.),
Дюма (1803-1870 гг.), Жорж Санд (1804-1876 гг.) и другие.
20-е
годы XIX века начинает складываться художественный метод критического
реализма. Это направление в литературе представлено такими писателями
и поэтами, как Стендаль (1783-1842 гг.), де Бальзак (1799-1850 гг.),
Мериме (1803-1870 гг.), Флобер (1821-1880 гг.), Бодлер (1821-1867
гг.), Готье (1811-1872 гг.) и многие другие. Общественная жизнь
Франции в период Второй империи и Третьей республики получила замечательное
отражение в творчестве выдающихся писателей Золя (1840-1902 гг.)
и де Мопассана (1850-1893 гг.). Начало XIX века в изобразительном
искусстве и архитектуре во Франции прошло под знаком классицизма
как основного художественного направления. В живописи это направление
развивали Давид (1748-1825 гг.), Энгр (1780-1867 гг.), Прюдон (1758-1823
гг.), Гро (1771-1835 гг.), в скульптуре - Шоде (1763-1810 гг.),
Шинар (1756-1813 гг.). В архитектуре на первый план выступает внешняя
сторона классицизма стиль ампир, его представителями являлись Лепер
(1761-1844 гг.), Виньон (1763-1828 гг.), Шальгрен (1739-1811 гг.)
и другие. В 30-х годах во Франции начинается расцвет реализма, к
этому направлению относятся художники: Коро (1796-1875 гг.), Добиньи
(1817-1878 гг.), Курбе (1819-1877 гг.), Милле (1814-1875 гг.) и
другие.
60-х
годах появляется группа живописцев, позднее названная импрессионистами,
вклад которых в мировое искусство трудно переоценить, это: Ренуар
(1841-1919 гг.), Мане (1832-1883 гг.), Дега (1834-1917 гг.), Писсарро
(1830-1903 гг.) и другие. В архитектуре в XIX века французские архитекторы
новаторски применяли металлические конструкции, ярким примером такого
использования служит Эйфелева башня архитектора Эйфеля (1832-1923
гг.), Центральный рынок, архитектор Бальтар (1805-1874 гг.) и другие.
Во Франции основными направлениями философии XX века стали: неокритицизм,
прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, которые
получили свое развитие в трудах таких философов, как Ренувье (1815-1903
гг.), Сартр (1905-1980 гг.), Камю (1913-1960 гг.), Мунье (1905-1950
гг.) и другие. В литературе XX века основными направлениями были:
абстрактный гуманизм, реализм, модернизм, пацифизм, декадентство,
субъективизм и другие. Наиболее яркими представителями французской
литературы в XX веке были: Пруст (1871-1922 гг.), Роллан (1866-1944
гг.), Франс (1844-1924 гг.), Моруа (1885-1967гг.), де Сент-Экзюпери
(1900-1944 гг.), Базен (1911-1996 гг.) и многие другие.
изобразительном
искусстве Франции XX века присутствовали следующие направления:
неоимпрессионизм, сюрреализм, постмодернизм, реализм и другие. Художники
XX века: Пикассо (1881-1973 гг.), Утрилло (1883-1955 гг.), Дюфи
(1877-1953 гг.) и многие другие. Наиболее крупные достижения науки
XX века во Франции относятся к физико-математическим наукам. Преемником
Кюри в физике и химии был Ланжевен (1872-1946 гг.), Бройль (1892-1987
гг.) - один из создателей квантовой механики. Необходимо заметить,
что в ХХ веке вклад французской культуры в общемировую культуру
столь велик, что требует отдельного обстоятельного анализа, невозможного
в рамках настоящей справки.
|