Культура
воими
корнями культура Финляндии уходит в обычаи и верования древних финнов.
В дохристианские времена почитались "силы земли" и "духи
природы". Существовали десятки языческих богов, наиболее почитаемыми
из которых были верховный бог Укко, символизирующий гром и молнию,
и его жена - мать природы Рауни. Природа была неотделима от религиозных
воззрений. Древние верования сливались с повседневной жизнью, что
значительно препятствовало распространению христианства, начавшего
проникать в Финляндию как с Запада, так и с Востока в конце первого
тысячелетия нашей эры. Постепенно древние, восходящие к природе
ритуалы перешли в христианские праздники и дни различных святых.
12 - 14 вв. территория Финляндии стала ареной борьбы между Шведским
королевством и Новгородским княжеством. В 1323 году был заключен
Ореховский мир, согласно которому за Швецией осталась Западная и
Южная Финляндия, а большая часть Карелии отошла к Новгороду. Это
привело к тому, что формирование национальной финской культуры происходило
под сильным влиянием как католической, так и православной церковных
культур. Однако, как показывает национальный эпос "Калевала",
состоящий из руин, собранных видным финским просветителем Элиасом
Ленротом в 20-е - 30-е годы 19 века, несмотря на внешние влияния
традиционная культура являлась основным слагаемым в процессе становления
национальной культуры. Косвенным свидетельством силы традиционной
культуры является то, что доля заимствований в финском языке составляет
только 15%.
ревнейшими
памятниками финского зодчества являются средневековые замки-крепости,
а также деревянные церкви с колокольнями, построенные в ХVIII в.
народными мастерами-плотниками. Ценнейшим архитектурным и историческим
памятником Финляндии является Кафедральный собор в г.Турку, построенный
в конце ХШ в. и ставший главным храмом финской лютеранской церкви.
иднейшим
представителем неоклассицизма в финской архитектуре ХIХ в. был К.Л.Энгель
(1778-1840), создатель монументального архитектурного ансамбля вокруг
Сенатской площади в Хельсинки, автор проектов многих церквей, усадеб
и других зданий.
ля
финской архитектуры конца прошлого столетия был характерен стиль
национального романтизма, который заимствовал свои идеи из карельского
деревянного зодчества, архитектуры средневековых церквей, а также
распространенного тогда в Европе стиля "Югенд". Виднейшими
представителями этого течения были Элиель Сааринен (1873-1950),
Армас Гезеллиус (1874-1916) и Армас Линдгрен (1874-1929), создавшие
свое архитектурное бюро и спроектировавшие здание Национального
музея в Хельсинки и усадьбы-ателье Виттреск близ Хельсинки.
лавным
архитектурным сооружением Э.Сааринена в Финляндии считается здание
железнодорожного вокзала в Хельсинки, сочетающее в себе черты национального
романтизма и классицизма. Позднее по проектам Э.Сааринена было построено
большое число зданий в США, куда архитектор переселился в 1923 г.
В стиле национального романтизма построено здание Национального
театра в Хельсинки (автор проекта - Онни Тарьянне), а также целый
ряд других общественных и жилых зданий.
В 1920-е годы преобладающими вновь стали идеалы классицизма и более
рациональное стилевое мышление. Наиболее монументальным воплощением
этого архитектурного стиля является здание парламента, спроектированное
И.С.Сиреном (1889-1961).
конца 1920-х годов в архитектуре Финляндии стал развиваться функционализм.
Всемирно известным представителем этого течения является Алвар Аалто
(1898-1976), чей талант проявился во многих областях зодчества:
в планировке городских массивов и сельских населенных пунктов, проектах
отдельных зданий общественного назначения, в разработке интерьеров
и дизайне. За свою жизнь А.Аалто принял участие в 71 конкурсе, и
в 27 его проекты получали первую премию. Он является создателем
известного дворца "Финляндия" в Хельсинки. В 1943-58 годах
А.Аалто был председателем Союза финских архитекторов.
редставителями
позднего функционализма в архитектуре Финляндии были Вилье Ревель,
Хейкки Сирен и Аулис Блумстедт.
В 1970-е годы в финской архитектуре преобладает конструктивизм,
а в 1980-е годы господствующими становятся модернизм и стремление
к гармонии с окружающей природной и социальной средой. Наиболее
интересными сооружениями, построенными в этом стиле, являются церковь
Темппелиаукио ("Церковь в скале") в Хельсинки, городской
театр в Лахти, городская библиотека и культурный центр в Тампере,
культурный центр в Эспоо. Из финских архитекторов современного периода
заслуживают упоминания Тимо Пенттиля, Пекка Питкянен, Ола Лайхо,
Илпо Каунио, Осмо Лаппо, Кейо Петяя, Тимо Вормала и ряд других.
В Финляндии регулярно проводятся семинары и симпозиумы по вопросам
архитектуры. Главным из них является международный симпозиум им.А.Аалто,
который устраивается раз в три года в г.Ювяскюля. Ежегодно присуждается
несколько премий в области архитектуры. Наиболее почетными из них
являются Государственная премия и премия "Сафа" Союза
архитекторов Финляндии.
Многим финским архитекторам присуждались международные премии. В
настоящее время финское проектирование за рубежом становится все
более частым явлением.
тарейшими
памятниками финской живописи являются росписи средневековых каменных
и деревянных церквей. Видными церковными живописцами того времени
были Хенрикус Пиктор и Микаэль Топелиус. Одним из основных направлений
в ХУШ в. становится портретная живопись, которая представлена, в
частности, Исааком Ваклином (1720-1758). На рубеже ХVIII и ХIХ веков
начинает приобретать популярность жанровая живопись, видным представителем
которой стал Александер Лауреус (1783-1823).
овый
период в истории финской живописи начался с созданием в 1846г. Общества
художников Финляндии, которое стало проводить выставки и организовало
начальное художественное обучение. В ходе деятельности Общества
возникла первая в стране публичная коллекция произведений изобразительного
искусства, положившая начало национальной художественной галерее
"Атенеум".
национальной тематике впервые обратился Роберт Вильгельм Экман (1803-1873),
использовавший в своих работах сюжеты из "Калевалы". Первым
крупным финским пейзажистом был Вернер Холмберг (1830-1860), ставший
членом Петербургской Академии художеств. К крупнейший художникам-анималистам
прошлого века относятся братья Магнус (1805-1868) и Фердинанд (1822-1906)
фон Рихт.
асцвет финской живописи
(т.н. золотой период) приходится на последние десятилетия ХIХ в.
Наиболее яркими представителями этого периода были: Альберт Эдельфельт
(1854-1905), также ставший членом Петербургской Академии художеств;
Аксели Галлен-Каллела (1865-1931) - живописец, график и дизайнер,
творчество которого стало национальной гордостью Финляндии; Ээро
Ярнефель (1863-1937) - крупнейший портретист и бытописатель; Пекка
Халонен (1865-1933) - создатель монументальных композиций и мастер
лирического пейзажа. Одной из интереснейших финских художниц конца
XIX-начала XX века была Хелен Шерфбек (1862-1946).
рупнейшими
представителями символизма в финской живописи стали Магнус Энкель
(1873-1925) и Хуго Симберг (1873-1917). В 1930-е годы в Финляндии
отмечают признаки сюрреализма. В то же время появились и первые
художники-наивисты - Сулхо Сипиля (1895-1949), Вилхо Лампи (1898-1936).
Одним из виднейших финских пейзажистов текущего столетия был Аймо
Канерва (1909-1992). Из представителей неореализма 1960-70-х годов
следует отметить Яакко Сиевянена, Эско Тирронена, Юхани Харри, Киммо
Кайванто и Рейдара Сярестениеми.
1950-е годы испытала новый подъем финская графика. Среди художников
этого жанра особой индивидуальностью выделяются Пентти Каскипуро
и Пентти Лумикангас.
жегодно
Общество художников Финляндии проводит в Хельсинки крупную выставку-смотр
современного финского изобразительного искусства; также ежегодно
кто-либо из финских художников, достигших наиболее интересных результатов
в своем творчестве, объявляется Художником Года.
1988 г. возникло новое творческое объединение "Муу", представляющее
художников, работающих в области сценического и видеоискусства.
первопроходцам финского скульптурного творчества относятся Эрик
Кайнберг (1771-1816), черпавший вдохновение в образах "Калевалы",
и Карл Энеас Шестранд (1828-1909), художник реалистического направления.
Вальтер Рунеберг (1838-1920) был представителем классицизма, к числу
его главных работ относятся памятник поэту Й.Л.Рунебергу на бульваре
Эспланада и памятник императору Александру II на Сенатской площади
в Хельсинки.
дной
из наиболее ярких фигур первой половины ХХ века был скульптор Вилле
Валгрен (1885-1940), работавший как в монументальном, так и в миниатюрном
жанрах. Самой знаменитой его работой стала скульптура-фонтан "Хавис
Аманда" на рыночной площади в Хельсинки.
ольшую
международную известность приобрел финский скульптор Вяйне Аалтонен
(1894-1966), работавший с бронзой, керамикой, мрамором и гранитом.
Основными его работами являются памятник Алексису Киви на привокзальной
площади в Хельсинки, четыре статуи на мосту Хямеенсилта в Тампере
и статуя Пааво Нурми около Олимпийского стадиона в Хельсинки.
Из современных финских скульпторов-женщин выделяются Эйла Хилтунен,
создательница знаменитого монумента Я.Сибелиусу носящем его имя
парке в Хельсинки, и Лайла Пуллинен, ставшая известной своими работами
в бронзе и меди, выполненными методом взрыва.
собое
место занимают мастера деревянной скульптуры Кайн Таппер, Мауно
Хартман, Ээва Рююнянен, Хейкки Виролайнен и Алппо Яакола. Его сани
летают. Его олени разговаривают, его мешок всегда полон подарков.
Его знают во всем мире и в каждой стране называют по-своему: Пер
Ноэль, Юлбокк, Фаттер Кристмасс, Дед Мороз... Но на своей родине,
в Финляндии, он больше известен как Йоулупукки. В переводе имя звучит
не слишком симпатично - Рождественский козел. Столь странное прозвище
финский Санта-Клаус получил благодаря деревенским жителям, которые
в Рождественскую ночь надевали козлиную шубу и разносили по домам
подарки. Говорят, что именно эти самозванцы спугнули Санту.
а
последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных
фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать
достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население
Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток
фильмов из США.
воими
корнями литература Финляндии до сих пор черпает жизненные силы,
с одной стороны, в глубокой древности, в источниках устной финской
народной традиции и анонимной поэзии, в мире "Калевалы",
а с другой - через шведскую культуру в европейской традиции, еще
на протяжении длительного времени после отделения Финляндии вследствие
шведско-российской войны и превращения в 1809 году в великое княжество
России. С помощью этих связей, 150 с лишним лет назад, независимая
финляндская литература стала искать свое место в европейской культуре.
инские
национальные блюда редко когда готовят в других странах. Финны никогда
не отличались богатством, а за урожай всегда были вынуждены бороться.
Их выручали рыбные богатства прибрежных морских вод и внутренних
озер. Поэтому приготовление блюд из рыбы стало в Финляндии традиционным.
ила
финской музыкальной жизни в ее самобытности. В отличие от соседних
Швеции и Норвегии, в Финляндии не было королевского двора, поддержавшего
музыкальную жизнь и финансировавшего, в частности, до рогостоящие
оперные представления. Поэтому финская музыка уходит глубоко корнями
в уникальную народную традицию. Без преувеличения можно сказать,
что национальный эпос "Калевала" (1835) является основой
финской культуры - в том числе и музыкальной.
Финляндии танец всегда был межнациональной формой искусства, с тесными
связями с соседними крупными городами, такими как Стокгольм и Санкт-Петербург.
Влияние Санкт-Петербурга на развитие балета в Финляндии бесспорно,
а Стокгольм стал в течение нашего столетия вторым домом для многих
финских танцоров.
|