Культура
стонская
народная культура находилась под влиянием Центральной Европы и Скандинавии
с одной стороны и Восточной Европы - с другой. Благодаря наличию
общих черт, Эстония составляет вместе с Латвией и Литвой единую
культурно-историческую область.
воеобразие
эстонцев выражено наиболее ярко в аллитерационном стихе старых эстонских
народных песен, в праздничных и свадебных обрядах, существовании
жилой риги и других явлениях культуры.
егиональные
различия, получившие начало от древних племенных различий, отражаются
как в археологических находках, языковых диалектах, так и в материальной,
и духовной культуре. В эстонской культуре, так же как и в латышской,
литовской, и финской наиболее ярко выражены различия между западной
и восточной областями. Они происходят как из-за различных природных
условий, экономических различий, так и от долгого соприкосновения
с восточными, или западными соседями.
Традиционную национальную культуру Эстонии можно разделить на три
региона: Северная Эстония, Южная Эстония и Западная Эстония. Особо
выделяются области проживания прибрежных шведов и причудских русских.
а
Северную и Южную Эстонию оказали влияние восточные соседи, что выражается
прежде всего в древних земледельческих орудиях труда (соха, борона-суковатка,
серп с зубчатым полотном), транспортные средства (сани восточно-европейского
типа) и др. Особенности северного и южного регионов сохранились
благодаря существовавшему долое время разделению Эстонии на Эстляндскую
и Лифляндскую губернии.
то
выражается и в более поздних явлениях народной культуры, например,
распространение новых элементов в национальном костюме ("кяйсед"
в Северной Эстонии, цветочный орнамент, "поттьмютс").
В Северной Эстонии особо можно выделить северо-восточное побережье,
где наиболее ярко представлено финское влияние, а в восточной части
водско-ижорское как в народном искусстве, так и в постройках.
Южной Эстонии, так же как и в Северной хорошо развито сельское хозяйство.
Здесь своими особенностями выделяются Мульгимаа (Вильяндиский уезд)
и область проживания сету. Народные традиции сохранялись в Мульгимаа
до второй половины 19 века. Своеобразие этой области придавали и
расположенные здесь латышские поселения. Особенности сету возникли
благодаря достаточно долгой изолированности и влиянию русских соседей,
что наиболее ярко выражено в постройках, одежде и национальных традициях.
роме
того здесь сохранился ряд южноэстонских культурных особенностей.
Традиционная национальная культура сохранилась у сету до середины
XXвека.
ультурный
регион Западной Эстонии составляют северо-западная часть материка
острова Сааремаа и Хийумаа с прилегающими к ним островами. На эту
область значительное влияние оказали Центральная Европа и Скандинавия,
особенно, возникшие в XII веке шведские поселения на Западном побережье.
Западная Эстония оставалась еще до начала XXвека достаточно отсталым,
в экономическом смысле, регионом где основными занятиями были рыболовство,
мореплавание и отхожие промыслы, отодвигая земледелие на второй
план.
десь
сохранились более дрение орудия труда, вышедшие из употребления
на остальной территории Эстонии (подошвенное рало, серп с плоским
полотном и др.). Благодаря постояному общению с другими народами
более быстро распространялись различные нововведения: инструменты,
приемы работ. Наиболее ярко это отражается в работах западноэстонских
ремесленников. У каждого острова наблюдаются свои характерные черты.
По предметам с западной области Сааремаа можно сделать вывод о связях
эстонцев с Готландом и Курамаа. На островах традиционная народная
культура сохранялась до первой половины XXвека.
результате
крепостничества появились и приходские различия, которые отражены
лучше всего в национальой одежде и народном искусстве.
усские
на северном и западном побережьях Чудского озера представляют собой
особую этнографическую группу, которая сложилась из переселенцев
различного происхождения и вероисповедания. Ядро этой этнографической
группы составили преследуемые православной церковью староверы и
крестьяне, убежавшие из-под крепостной зависимости.
Постоянное русское население прослеживается на западном и северном
побережье Чудского озера с XVIIвека. Самой старой русской деревней
считается деревня Нина. Большинство русских крестьян поселились
на западном побережье Чудского озера и на острове Пийрисаар в конце
XVIIвека. Многие переселились из польской Латгалии, Новгородской
и Тверской губерний.
ни
были умелыми рыболовами , ремесленниками и садовниками. Таким образом,
благодаря природным условиям, (малоплодородная почва, рыбные водоемы,
леса) и переплетениям культурных традиций, у причудских русских
возникла своеобразная культура. Этот район был хорошо известен своими
каменщиками и огородниками.
подъемом сельского хозяйства и ростом городов в XIX веке увеличилась
потребность в мастерах-каменщиках, расширился рынок для овощей.
Результатом этого стало возникновение на побережье Чудского озера
ряда больших русских деревень. Появились и стали укрепляться связи
с эстонцами, живущими по соседству и русскими с восточного побережья
Чудского озера.
сновными
занятиями причудских русских стали меновая торговля и отходные работы.
Во второй половине XIX, начале XX веков причудские русские занимались
выращиванием лука и цикория, с 1920-х годов к этому присоединилось
выращивание огурцов. Из хозяйственной деятельности, всегда, значительную
часть занимало рыболовство. По сравнению с эстонскими рыбаками -
русские были в более выгодном положении, так как они не были закрепощены
и могли свободно передвигаться, занимаясь разными работами.
есмотря
на общее происхождение, среди причудских русских сохранилось известное
разделение на базе религии. Среди местного населения были как староверы,
православные, так и лютеране (т. н. полуверцы, полуверники) и это
было основой их культурного различия.
стонская
кухня наиболее полно сохранила до наших дней свои специфические
национальные черты, сложившиеся к концу XIX - началу XX в. Надо
сразу же подчеркнуть, что и пищевое сырье, и технология, и композиционные
приемы эстонской кухни просты настолько, что их можно было бы рассматривать
как упрощенные, если бы в последовательности выдерживания этой простоты
не заключалось ее основное своеобразие.
древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из
длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами. На рубаху
надевали глухой (без застёжек сарафан) или юбку. Юбкой служил кусок
чёрной ткани: его обёртывали вокруг бедер и подвязывали поясом.
Поверх сарафана или юбки носили набедренник - два куска ткани на
поясе, они закрывали бёдра. На плечи накидывали покрывало (сыба),
которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном
виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были
из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю
покрывала украшали цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали
носить цветные платки.
|