|Страны|
|Евросоюз|
|Проблемы|
|Тесты|
|Фотогалерея|
|Биографии|
|Новости|
|Авторы|
|Форум|

Название:
Испания
Столица:
Мадрид
Год принятия флага
1936
Население(чел)
39 100 000
Площадь(кв.км)
504 800
Плотность(чел/кв.км)
77,456
Официальные языки
испанский
Верующие
христиане(католики)
Средний доход($ в год)
4 490
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Одна из крупнейших европейских авиакомапний - Iberia
 
 
Самая известная испанская конфета от сеньора Берната
 
 
Бали - самый высокий отель в Европе. 52-этажный отель высотой в 210 метров/
 
 
В 2005 году Испания стала самой посещаемой страной в мире, а Мадрид самым посещаемым городо в прошедшем году там побывали около 7 мл туристов

Экономика

кономика Испании - остров стабильности в ЕС Экономика Испании в последние годы находится на подъёме. Страна в 2003 году оказалась единственной из стран - старых членов Евросоюза, чьи показатели в целом оказались положительными. Испанская экономика прибавила около 3,4% за 2003 год. и в 2004 году эти показатели практически не изменились. Но это касается не всех отраслей. В стране уже много лет идёт непрерывный строительный бум. Отрасли, связанные со строительством, а также с туризмом, и дали весь положительный показатель, перекрыв отставание и регресс других отраслей. Эта же тенденция наблюдается и в текущем году. На рост доходов от строительства и продажи недвижимости ( в основном иностранцам), равно как и доходов от туризма, не повлияли даже трагические события в Мадриде 11 марта. Инвестиции в испанскую недвижимость продолжают оставаться самым выгодным вложением средств из всего, что может предложить экономика Европы. Поэтому сотни тысяч европейцев (и россияне не составляют в этом исключения!) продолжают массово приобретать всё, что строится на земле Испании. В то же время, как и в другихстранах Европы, Испанию не обошёл стороной спад в промышленных отраслях реального сектора, прежде всего высоких технологий, а также в сельском хозяйстве и рыболовстве. Членство в Евросоюзе, на взгляд ведущих испанских аналитиков. приносит всё меньше и меньше пользы испанской экономике. Субсидии Евросоюза для Испании (как и для Португалии и Греции) практически сошли на нет, а приток дешёвой квалифицированной рабочей силы из стран - новых членов ЕС обострил и без того не простую ситуацию на рынке труда. Неоправданно высокий курс евро по отношению к доллару США и другим мировым валютам делает нерентабельной большинство отраслей испанской экономики, которая в значительной части ориентирована на экспорт продукции. А высокие цены на нефть плюс к высокому курсу евро подстёгивают инфляцию, которая с введением наличного евро в 2002 году и без того значительно вырасла по сравнению с периодом хождения испанской песеты, которая была довольно стабильной привлекательной валютой. Тем не менее ситуация в испанской экономике на фоне экономического состояния других стран Западной и особенно Восточной Европы выглядит "лучом света в тёмном царстве".

адрид возражает против намерения ЕС резко сократить в 2007-2013 годах оказываемую Евросоюзом Испании финансовую помощи для развития. Об этом, как сообщают испанские СМИ, заявил в Люксембурге председатель правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро после беседы с временно председательствующим в ЕС люксембургским премьером Жаном Клодом Юнгером. Такая помощь испанцам предоставлялась с момента их вступления в ЕС, чтобы сократить ее отставание от более развитых стран Евросоюза. На долю Испании всегда приходилась максимальная часть этих субсидий. В общей сложности испанцами с тех пор по этим каналам получены 102 миллиарда евро. В связи с вступлением в ЕС новых десяти стран-членов, имеющих более низкий уровень экономического развития, чем Испания, руководство союза и его ведущие страны намереваются с 2007 года резко сократить оказание Мадриду финансовой помощи, чтобы оказывать ее новым странам. Правительство Сапатеро в принципе согласно с тем, что субсидии для Испании.

новых условиях должны быть сокращены. Однако оно выступает за "разумные сокращения" объемов этой помощи, добиваясь "справедливости и равноправия" при распределении субсидий и получения больших средств, чем планируется руководством ЕС. Одновременно Сапатеро заявил, что ЕС не должен прерывать процесс ратификации европейской конституции после отрицательного результата референдума во Франции. Испания была первой страной ЕС, которая на референдуме 20 февраля 76% голосов поддержала конституцию. По мнению испанского премьера, после окончания процесса ратификации к осени 2006 года надо устроить новый референдум во Франции, поскольку такие прецеденты в истории ЕС уже бывали в прошлом в Дании и Ирландии. Испания будет вносить в фонды ЕС на 1,5 миллиарда евро больше.

спания будет вносить в различные фонды ЕС на 1,5 миллиарда евро больше. Как сообщает Минэкономики страны, причиной этому стало то, что ВВП Испании оказался на 5,3% выше, чем считалось ранее. Пересчет ВВП был проведен Национальным институтом статистики Испании, специалисты которого учли задействованных в экономике страны нелегальных иммигрантов. Благодаря им количество рабочих мест возросло на один миллион и, следовательно, увеличились поступления в государственную казну, сообщает Минэкономики. Вместе с тем эксперты прогнозируют уменьшение получаемых Испанией субсидий ЕС, которые с момента вступления страны в Евросоюз в 1986 году составили 105 миллиардов евро. Сокращение евросубсидий вызвано также недавним вступлением в ЕС многих стран Восточной Европы, которые менее развиты экономически, чем Испания, отмечают в Минэкономики. Если в ЕС прежнего состава (так называемом "Евросоюзе пятнадцати") показатель богатства Испании составлял 89,7% от среднеевропейского, то с нынешнего лета он превысит 100% и страна войдет в число развитых в Европе.

экономическом развитии Испании за 1991-2004 гг. чётко прослеживаются два различных по тенденциям и результатам периода. Первый (1991-1993) характеризовался циклическим спадом промышленного производства и последующей глубокой депрессией, охватившей практически все сферы экономики. После достижения в 1993 г. низшей точки хозяйственного спада экономика Испании с 1994 г. вошла в период стабилизации и развития. Начавшееся оживление к концу 1995 г. перешло в фазу подъёма, продолжавшуюся на протяжении всего последующего периода вплоть до настоящего времени. Темпы прироста ВВП за 1994-2004 гг. составляли более 3,7% ежегодно против 2,7% в среднем по ЕС.

ервоначально главным конъюнктурообразующим фактором являлся экспорт, воздействие которого с начала 1996 г. уступило место внутреннему потреблению. Темпы роста экспорта с 1997 по 2002 годы превышали 10%, что явилось самым высоким показателем по ОЭСР. В структуре внутреннего потребления наиболее высокой динамикой характеризовались частные инвестиции.

ак и в большинстве других европейских стран, частное потребление и спрос, несмотря на начавшийся процесс оздоровления экономики, росли относительно более медленно. Сокращение личных доходов почти на 19% обусловлено замораживанием темпов роста заработной платы и уменьшением социальных расходов в ходе реформирования системы выплат пособий по безработице.

осле резкого инвестиционного спада в 1993 г. среднегодовые темпы роста валовых частных капиталовложений, прежде всего в строительство, офисное оборудование и компьютерную технику, поднялись до 7%. В связи со снижением кредитных ставок, в том числе и в сфере ипотеки, среднегодовые темпы роста строительства увеличились за последнее десятилетие на 15% в год, а самым динамичным компонентом кредитных ресурсов стали индивидуальные займы на строительство жилья, которые послужили решающим фактором строительного и инвестиционного бума.

ост капиталовложений сопровождался ростом прибылей частных компаний, чему в значительной мере способствовали рост внутреннего потребления, сокращение финансовых издержек и издержек на заработную плату.

1994-2002 гг. среднегодовые темпы роста экспорта составляли почти 13% против 5,3% за предшествующий четырехлетний период. Это явилось прямым результатом неоднократной девальвации песеты, принятия системы мер по стимулированию промышленного экспорта. растущего спроса со стороны стран - членов ЕС на повысившие свою конкурентоспособность испанские товары. Но в связи с введением евро и последовавшим в 2003 году неоправданно завышенным курсом европейской денежной единицы по отношению к доллару и иным мировым валютам. испанский экспорт стал сокращаться, хотя и не столь быстрыми темпами, как в других странах зоны евро. В структуре экспорта по-прежнему выделяется группа полуфабрикатов (40% стоимостного объёма вывоза), а также группа промышленных товаров, темпы роста которой начиная с 1994 г. по 2002 год в среднем ежегодно превышали 20%. Увеличение экспорта сопровождалось ростом импорта, динамика и доля которого в ВВП свидетельствует о высокой зависимости экономики страны от ввоза энергоресурсов и полуфабрикатов. Импорт потребительских товаров рос более медленными темпами. За истекший десятилетний период 68,7% экспорта направлялось в страны ЕС, 4,9 % - в США, 1,3 % - в Японию, 16,9% - в развивающиеся страны. Импорт распределялся следующим образом (%): ЕС - 60,9; США - 7,3; Япония - 3,6; развивающиеся страны - 18,8.

фициальные резервы сократились с 44.8 млрд долл. в 1994 г. до 36,8 млрд в 1997 г. (эквивалент пятимесячного объёма импорта). Сокращение резервов было бы ещё большим, если бы правительство не увеличило их за счёт краткосрочных внешних займов (на сумму около 18 миллионов евро), чтобы профинансировать бюджетный дефицит.

кономический подъём способствовал увеличению темпов роста занятости населения и сокращению безработицы с 24,6% в конце 1993 г. до 21,9% в 1997 г.и менее 20% к началу 2005 года, однако этот показатель по-прежнему является самым высоким в ОЭСР. Быстрее всего росло число занятых в строительстве, медленнее - в сфере услуг, поглощающей почти 60% экономически активного населения. Незначительный рост занятости в промышленности начался с конца 1995 г. В аграрном секторе она продолжала снижаться. Замораживание заработной платы привело к снижению затрат на одного занятого в реальном исчислении почти на 2,5% за последние 3 года.

емпы роста инфляции сократились с 11,4% в 1991 г. до 3,9% в 1997 г., хотя цены на продовольственные товары несколько поднялись Достижению положительных экономических результатов в значительной мере способствовала эффективная макроэкономическая и структурная политика правительства Испании. Но в связи с переходом на евро в конце 2001 - начале 2002 года уровень инфляции в стране, как и в целом в зоне евро, резко возрос.

олевые точки экономики Испании в 90-х годах - несбалансированность государственного бюджета, инфляция и структурная безработица, показатели которых начали расти с середины 70-х годов. Поэтому в рассматриваемый период основной целью бюджетной политики испанского правительства являлось сокращение бюджетного дефицита до критериев, установленных Маастрихтскими соглашениями, то есть до уровня 3% в год. Для этого надо было увеличить доходную часть бюджета без принятия каких-либо специальных экстремальных мер, сократить резко возросшие текущие расходы, ввести систему мониторинга государственных расходов, проводить адекватную денежно-кредитную политику.

дна из главных заслуг правительства - поэтапное проведение самой глубокой за всю историю страны налоговой реформы с целью более справедливого распределения налогового бремени, демократизации, модернизации и адаптации системы налогообложения к требованиям и нормативам ЕС. Реформа, в частности, предусматривала введение налога на собственность и наследство; прогрессивной шкалы налогообложения с доходов физических лиц; налога на добавленную стоимость вместо множества других видов налогов и поборов; модернизацию системы социального страхования, а главное - создание более эффективной системы сбора налогов, фискального инспектирования, предусматривавшей исключительно жёсткие штрафные санкции к неплательщикам налогов (вплоть до 6-летнего тюремного заключения). Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени обеспечить самый высокий в ЕС прирост налоговых поступлений в казну. В 1991-2004 гг. их доля в ВВП составляла в среднем около 40% против 30% в 1980 г.

настоящее время основной объём бюджетных поступлений дают налог на прибыль компаний (составляющий 30 - 35%), подоходный налог с физических лиц (для резидентов он составляет от 2 до 25%) и налог на добавленную стоимость (с 1966 г. - 16%), т.е. налоги, финансирующие систему социального страхования. В Испании ставка этого налога для работающих равна 6%. Дополнительно к этому, как и в большинстве других европейских стран, налоги в фонд социального страхования обязаны платить и предприятия. Обычно они исчисляются в размере 22% общей суммы выплаченной заработной платы.

оскольку уже к началу 90-х годов реформирование налоговой системы привело к значительной фискальной консолидации, перспективу дальнейшего роста доходной части бюджета правительство связывало не с увеличением ставок налогообложения, а прежде всего с активным поощрением экономической деятельности с помощью инвестиционных льгот и кредитов экономической деятельности и появлением новых налогоплательщиков (физических и юридических лиц) вследствие естественного роста населения, создания новых предприятий и фирм, а также доходов от приватизации предприятий госсектора.

риоритетное направление бюджетной политики в 1991 - 2004 гг. - жёсткий правительственный контроль за расходной частью бюджета, а за последние три года - значительное (почти на 1%) сокращение текущих расходов, резко возросших за 1991-1993 гг. Речь идёт прежде всего о сокращении государственного потребления, в том числе капиталовложений (за счёт военных расходов), закупок и услуг при одновременном повышении их стоимости, заработной платы, а также субсидирования государственного сектора. В 1997 г. общий объём государственных субсидий составил 1,8% ВВП против 2,3% в 1991 г. В 2004 году он уменьшился до 1,5% ВВП. Основным при выделении бюджетных средств предприятиям было не покрытие их убытков или финансирование текущих расходов, а строжайшее целевое использование - на реструктуризацию и модернизацию малорентабельных предприятий.

торым направлением стало сокращение расходов на резко возросшие за годы постфранкистских демократических преобразований выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, второй по объёму расходной статьи бюджетных ассигнований. Число занятых и госсекторе составляет 15% экономически активного населения (5% в 1975 г.). Программа сокращения расходов по этой статье предусматривала ежегодное 1%-е снижение числа занятых в госсекторе (по принципу: замещать только одного из двух государственных служащих, уходящих на пенсию). Как следствие, объём выплат по статье сокращался на 0,1% ВВП ежегодно.

-третьих, тенденцию к сокращению продемонстрировали и государственные социальные расходы, составляющие 16% ВВП. Последние шаги правительства по реформированию системы трудовых отношений и социального страхования обеспечили экономию по линии государственных выплат пособий по безработице (доля государства в финансировании этой статьи упала с 82,7% в 1993 г. до 68% в 1997 г.и до 65% в 2004 г.), а также государственных пособий по временной потере трудоспособности, основное бремя выплат которых также легло на плечи частных компаний. По мнению правительственных экспертов, не исчерпаны ещё резервы по урезанию социальных расходов государства в случае эффективного реформирования национальной системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. При этом основной объём сэкономленных средств предполагается использовать на дофинансирование социального обеспечения быстро стареющего населения страны, а также системы здравоохранения.

аконец, в-четвёртых, активные поиски способов экономии бюджетных расходов велись и на пути рационализации системы обслуживания государственного долга. Это позволило сократить бюджетные выплаты по государственным займам до 1,57% ВВП.

июне 1994 г. была принята Программа экономической и финансовой конвергенции, предусматривающая достижение к 1997 г. целей Маастрихтского договора, а также широкомасштабную структурную перестройку экономики с целью повышения её конкурентоспособности. Программа включала 14 взаимосвязанных мероприятий по перестройке системы управления и её либерализации в сферах нефтяного бизнеса, телекоммуникаций, землепользования, финансов. Предусматривалось также дерегулирование сферы оказания профессиональных услуг, реформирование системы фискальных льгот при индивидуальном жилищном строительстве.

роме того, чтобы повысить эффективность управления государственным сектором, правительство взяло курс на организационную перестройку предприятий государственного сектора с одновременным пересмотром системы их субсидирования. В июле 1995 г. государственная холдинговая группа Института насиональ де индустрия (ИНИ, в которую входит основная масса государственных предприятий), была подвергнута второй за последние годы реорганизации. Её основная задача - перевести часть малорентабельных государственных предприятий под крышу и под финансовое обеспечение рентабельных компаний ИНИ, в первую очередь действующих в нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой отраслях.

еструктуризация государственных предприятий позволила сократить бюджетные трансферы госсектору с 519 млрд. песет в 1993 г. до 366 млрд. песет в 1996 - 1997 гг. и до 1,8 миллиардов евро в 2004 г. Одновременно продолжался и процесс приватизации целого ряда государственных компаний, в первую очередь ведущей нефтяной компании "Репсоль" и компании "Аргентария" (финансово-кредитная сфера).

ля демонополизации деятельности телефонно-телеграфнои компании "Телефоника" правительство выдало лицензию на оказание услуг мобильно-телефонной связи другой компании. В 1998 г. были проведены серьёзные мероприятия по приватизации "Телефоники ' и дальнейшей либерализации услуг телефонно-телеграфнои связи страны. Об эффективности первого этапа приватизации этой компании свидетельствует тот факт, что продажа только 12% её акций увеличила бюджетные поступления на 165 млрд песет (0,4% ВВП).

енежно-кредитная политика является важнейшей составной частью программы конвергенции. Её цель - обеспечить финансовую координацию экономической политики правительства в строгом соответствии с задачами и приоритетными направлениями структурных преобразований, способствовать достижению ценовой и валютно-финансовой стабильности страны путем сокращения инфляции (до менее З% в год, измеряемой индексом потребительских цен). В качестве одной из предпосылок снижения темпов инфляции предполагалось достижение стабильности валютного курса песеты, слабость которой привела в начале 90-х годов к значительной нестабильности финансового, особенно валютного, рынка Испании.

июне 1994 г. Кортесы приняли закон о предоставлении автономии Банку Испании (со значительным опережением ранее предусмотренного графика), на который была возложена задача разработки и проведения жёсткой денежно-кредитной политики, усиления её интервенционистского характера и информационного обеспечения, глубокого мониторинга колебаний курса песеты по отношению к другим валютам.

1992 - 1994 гг. проводились важные реформы в социальной сфере и сфере трудовых отношений. Это прежде всего повсеместное разноуровневое (местное, региональное, отраслевое) применение принципа "социального партнёрства" при решении вопросов заработной платы, условий труда, социальных выплат отдельным категориям граждан. Особое значение имело введение и расширение контрактной системы найма, за счёт которой правительству удалось увеличить занятость населения почти на 30%, главным образом путем вовлечения в сферу экономической деятельности низкооплачиваемой рабочей силы. С 1994 г. основная масса рабочих мест создавалась на условиях временных контактов.

оциальные реформы правительства предусматривали введение более жёсткого контроля за системой социальных выплат, перераспределение и перенос части этого бремени на частный сектор. Ожидается, что данные реформы станут лишь первым этапом в дальнейшем реформировании национальной социальной системы. По мнению экспертов ОЭСР, её эффективное проведение позволит Испании увеличить темпы прироста ВВП в будущем пятилетии по меньшей мере на 2-3% ежегодно

бизнесе в Испании родственные отношения, долголетняя дружба и преданность гораздо важнее ума и знаний. Сговорчивость и мягкость ценятся здесь намного выше, чем деловая хватка. И если с вами интересно пить кофе, можете быть уверены, работу вы получите.

Hosted by uCoz